location icon
Москва
+7 (499) 460-46-79
location icon
Москва
+7 (499) 460-46-79 info@grapewines.ru

Симпосий, вино, Дионис и античная культура.

Симпосий, вино, Дионис и античная культура.
30 апреля 2021
Этот текст претендует на осмысление одного из центральных институтов древнегреческой культурной жизни — симпосия,
праздничного дружеского застолья, породившего едва ли не большинство тех практик, которые сегодня мы считаем элементами собственной культуры. Что же такое симпосий?

Автор: Кирюшин Дмитрий, эксперт компании Grape

Кирюшин Дмитрий 2.png


Граждане полиса, знакомые с «семью свободными искусствами» и рационалистким течением мысли, главным двигателем которого был Сократ и его единомышленники, встречались и вели беседы на философские, литературные, политические темы. Устраивались поэтические турниры, интеллектуальные загадки, решались задачи, состязания в риторике. Для развлечения симпосиастов специально приглашались кифаристы и флейтистки, акробаты и танцовщицы. И конечно же важную роль в этом мероприятии играло вино, метафизическое значение которого в этом действе мы попробуем описать чуть далее по тексту. Симпосий занимавший столь видное место в жизни греческих аристократов и интеллектуалов, не раз был описан в греческой поэзии и литературе: вспоминается «Пир» Платона, одноименное произведение Ксенофонта, «Застольные беседы» Плутарха, «Пир мудрецов» Афинея. Сцены пира часто изображались на фресках и вазах. Традиции греческого симпосия были унаследованы этрусками, а затем и римлянами. ЧТО ВСЕ ЭТО ОЗНАЧАЕТ? Только то, что вино стояло у истоков классической философии, инструментарием которой пользуются для формирования морального и нравственного ландшафта уже на протяжении многих и многих веков. 

В рамках симпосия вино представляет собой отправную точку для целой совокупности представлений, согласно которым его употребление понимается как испытание, позитивный опыт, необходимый для социальной жизни. Можно выделить несколько уровней этого испытания. На первом уровне вино - это посредник при общении, способный разоблачать и обнаруживать истину. На втором — способ утвердить крепость или слабость духа. По Платону, с помощью вина можно обнаружить скрытого агрессора или жертву любовных утех. Тут традиция устойчивая и никуда не уходит. 

Чистое и разбавленное водой вино всегда являются культурными индикаторами, а все античные представления о вине так или иначе вращаются вокруг идеи смешивания. В более широком контексте это понятие структурирует целый ряд основополагающих, социальных, религиозных и философских представлений. При смешении пропорции могут варьироваться, но никогда не будут случайными. Главным инструментом этой процедуры является «кратер», большой сосуд, который мы часто видим стоящим на земле среди пирующих на симпосии.

Дионис, как божество куда более сложное и многомерное, чем то, что обычно представляется нам. Вино, главным качеством которого является его способность смешивать и смешиваться - есть своеобразный культурный растворитель, который существует только на правильном симпосии и в правильной смеси с водой, тем самым подает пример к смешению реальностей и смыслов, культурных практик и поведенческих стратегий. Праздничная посуда, перестав быть плоской иллюстрацией из учебника по истории античной культуры превращается вдруг в самостоятельную смысловую реальность, обильную и провакативную, способную играть с пирующими в самые разные игры. Разговоры пьяниц, лирическая поэзия, споры знатоков или мифологические рассказы.Дионис — это не бог вина, это бог преображения пространства. Вот ключевая мысль.

«В споре рождается истина»

Вино понимается как положительное начало, действие которого определяется не только сиюминутным избавлением от тревог, присущих человеческому существованию, его употребление воспринимается в религиозной перспективе на тех же основаниях, что и употребление злаков. Греческие города озабочены тем, чтобы с помощью законов регламентировать его употребление, Спарта - запрещает.

Такая регламентация необходима, так как согласно греческим представлениям вино - напиток амбивалентный, подобный жидкому огню, одновременно опасный и благотворный. Вино - через процесс виноделия, понимаемый как кулинарная процедура - приобщено к культуре, к сложному техническому знанию, что отличает его от фруктов и других продуктов естественного происхождения.

В религиозном каленаре Аттики праздники посвященные Дионису, не связаны со сбором винограда, а Дионис по всей видимости не считается аграрным божеством. В январе-феврале самые важные церемонии разворачивается вокруг нового вина и открытия кувшинов.

Дионис дарует Афинянам способ употребления: учит в каких пропорциях смешивать вино. Чистое и не разбавленное вино — традиция варварская и выражение «пить как скиф» подразумевало в себе именно такой способ употребления, всегда приводящий к девиантному поведению.

В спарте рвы привязанные к земле и образующие низший социальный слой, опоенные чистым вином и приведенные в город, распевают неприличные песни и непристойно пляшут, чтобы внушить другим отвращение к вину, способному провоцировать подобное поведение. И на этом месте рождается следующее важное явление в мировой культуре — вакханалия, о которой мы расскажем в следующий раз.

Кавычки.png Статья подготовлена по материалам Франсуа Лиссарага и Вадима Михайлина.



Сайт содержит информацию только для лиц совершеннолетнего возраста.